География   |  Гостевая книга   |  История фамилии Москвин   |  Известные Москвины   |  Видео Москвиных   |  Информация и ссылки


Москвин, Андрей Николаевич — оператор, один из зачинателей советской операторской школы.



Москвин Андрей Николаевич родился Царском Селе, ныне г. Пушкин, советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально их общие устремления сводились к поискам оригинальной изобразительной формы (фильмы "Чёртово колесо", 1926; "Шинель", 1926, совместно с Е. С. Михайловым). Но уже в картинах "С. В. Д." (1927) и "Новый Вавилон" (1929) М. обращается к принципам живописной трактовки материала. Лучшие достижения М. воплощены в кинотрилогии о Максиме ("Юность Максима", 1935; "Возвращение Максима", 1937; "Выборгская сторона", 1939, совместно с Г. Н. Филатовым), отличающейся композиционной выразительностью кадра, тонко нюансированной световой палитрой, образной передачей атмосферы событий. В фильмах режиссера С. М. Эйзенштейна "Иван Грозный" (1-я и 2-я серии, 1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссе) изобразительные принципы М. получают дальнейшее развитие. В цветном эпизоде 2-й серии "Ивана Грозного" положено начало эстетическому освоению цвета в кино. Как драматургический фактор цвет выступает и в др. фильмах М. — "Над Неманом рассвет" (1953), "Овод" (1955), "Дон Кихот" (1957, совместно с А. И. Дудко, И. А. Грицюсом, Э. А. Розовским). Государственная премия СССР (1946, 1948). Награждён 2 орденами. (Большая советская энциклопедия)

Биография

Много лет работал в творческом содружестве с Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом.

Один из основоположников советской операторской школы. Ранний период творчества (под влиянием Фабрики эксентрического актёра, ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремления расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съёмку в движении, резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах «С. В. Д.» и особенно в фильме «Новый Вавилон» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщенностью изображения. Операторский стиль Москвина получил свою сформированость, законченость в кинотрилогии о Максиме.

Новый этап в творчестве оператора начался с фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». В этой картине появилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сюжета. Среди других работ наиболее выделяется работа в фильмах «Овод», «Дон Кихот», «Дама с собачкой».

А. Н. Москвин умер 28 февраля 1961 года. Похоронен на Казанском кладбище города Пушкин. Семья

Второй муж известного режиссёра Н. Н. Кошеверовой. В этом браке был сын — Николай Москвин (1935—1995) Фильмография
Оператор

* 1926 — Чёртово колесо, фильм снят в 1925 г. до фильма Девятое января, но на экраны выпущен позже.
* 1925 — Девятое января, совм. с А. Далматовым
* 1926 — Шинель, совм. с Е. Михайловым
* 1926 — Братишка
* 1927 — Турбина № 3, совм. С. Беляевым
* 1927 — С. В. Д.
* 1927 — Чужой пиджак, не выпущен на экраны
* 1927 — Добыча мела, короткометражный культурфильм
* 1929 — Новый Вавилон
* 1931 — Одна
* 1931 — Гопак (Пляс), короткометражный
* 1931 — Гайль, Москау!, совм. с П. Посыпкиным.
* 1931 — Путешествие в СССР, не завершен
* 1934 — Юность Максима
* 1937 — Возвращение Максима
* 1938 — Выборгская сторона, совм. с Г. Филатовым
* 1941 — Карл Маркс, не завершен
* 1941 — Великий лекарь, не завершен
* 1941 — Это и есть Ленинград, не завершен
* 1942 — Юный Фриц, короткометражный, не выпущен на экраны
* 1942 — Однажды ночью из киноальманаха «Наши девушки», короткометражный, не выпущен на экраны
* 1943 — Актриса
* 1944 — Иван Грозный. 1-я серия, павильоны
* 1945 — Иван Грозный. 2-я серия, павильоны, выпущен на экраны в 1958 г.
* 1945 — Иван Грозный. 3-я серия, павильоны, не завершен
* 1945 — Простые люди, совм. с А. Назаровым, выпущен на экраны в 1956 г.
* 1947 — Пирогов, с А. Назаровым, Н. Шифриным.
* 1951 — Белинский, с М. Магидсоном, С. Ивановым, выпущен на экраны в 1953 г.
* 1953 — Большое сердце, не завершен
* 1953 — Над Неманом рассвет
* 1955 — Овод
* 1957 — Дон Кихот, павильоны
* 1957 — Рассказы о Ленине, совм. с Е. Андриканисом, А. Ахметовой, В. Фастовичем
* 1960 — Дама с собачкой, совм. с Д. Месхиевым


Призы и премии

* 1946 — МКФ в Локарно. Иван Грозный. 1-я серия Приз за лучшую операторскую работу.
* 1946 — Сталинская премия первой степени за павильонные съёмки 1-й серии фильма «Иван Грозный» (1944)
* 1948 — МКФ в Марианских Лазнях. Пирогов. Почётный диплом за операторскую работу.
* 1948 — Сталинская премия второй степени за съёмки фильма Пирогов.
* 1958 — ВКФ. Дон Кихот. Первая премия за операторскую работу
* 1.2.1939 — орден Трудового Красного Знамени за съёмки фильма «Выборгская сторона» (1938)


Рассказ Козинцева: "Утром 27 февраля 1961 года Москвин, Еней и я, как обычно, спорили в маленькой комнатке на киностудии. Хотя мысль о постановке “Гамлета” казалась еще многим нелепой... мы работали. Еней показывал наброски, Москвин опять уговаривал меня отказаться от широкого экрана, картине необходимы, так ему представлялось, обычный формат, широкоугольная оптика. Мы вышли из комнаты. В шумном ленфильмовском коридоре Москвина подстерегали молодые люди: они снимали свой первый самостоятельный фильм, Андрей Николаевич опекал их. Операторы — седой шестидесятилетний человек, один из создателей школы советского операторского искусства, и двое юношей, только что окончивших ВГИК, — отправились вместе в павильон. Андрей Николаевич обернулся, помахал рукой: до завтра".

На завтра был назначен худсовет по сценарию "Черная чайка", снимать фильм должен был Месхиев. В Пушкине, в постели перед сном Москвин читал сценарий. Под утро, в последний день февраля он умер.

В Пушкине его и похоронили — рядом с могилами родителей, у самой церкви Казанского кладбища. В гроб положили меховую шапку Эйзенштейна. По эскизу Енея поставили памятник: скромная плоская плита из шведского черного гранита и гранитное обрамление двух небольших цветников по бокам образуют крест; в голове плиты положена черная гранитная глыба; одна сторона ее стесана, отполирована и пропорциями своими напоминает экран; на ней надпись: Андрей Москвин, кинооператор


Он был человеком своего времени и человеком всех времен.

Завершенный его портрет дать трудно. Ибо был он "закрыт", как закрыта для физиков частица, о свойствах которой судят по следам, по косвенным признакам. "Раскрывался" он редко: наедине с собой, с другом, с любимой женщиной, наедине с природой.

В одно из таких мгновений его застал Месхиев: "Мы снимали проходы Баталова у серого забора, там должно быть пасмурно, серое небо. А светило апрельское активное солнце, текли ручьи. Мы сидели, ждали погоду. Москвин взял лопату, ушел куда-то... Потом я пошел его искать. Там за нашим забором речка была, Охтенка, бугор над ней, на нем наледи, снег слежавшийся. А подтаявший снег образовал запрудки, хочет вода в речку и не может... И вот он занимался абсолютно полезным трудом — пускал ручьи, прокапывал аккуратно руслица... Я подошел снизу, от речки, и когда он разогнулся, поднялся с лопатой на фоне неба красивого... Такой вот бог Саваоф, который и землю, и воды приводит в движение..."

Запомним его таким.

БУТОВСКИЙ Я. Андрей Москвин, кинооператор. СПб, 2000.


Родился я в инженерной семье, в крупном промышленном центре, в окружении практической техники, где все прививало привычку к точности, здравому смыслу, учету обстоятельств, вере в возможности техники.

МОСКВИН А. // 30 лет советской кинематографии. М., 1950.



Все о Москвиных:
География Москвиных
Доска объявлений Москвиных / гостевая книга (ищем родственников и знакомых)
История фамилии Москвин
Известные Москвины
Видео Москвиных
Информация и ссылки
О сайте